История музыки

Dream Reflex: комплексно и неоднозначно

В этот раз под наше пристальное внимание попал альбом «Dream Reflex» от Сергея Земцева, плодовитого композитора, подарившего музыку множеству визуальных новелл, в числе которых небезызвестная «My Cashy Side Job at Lost&Found in the Subway of Million-Person City» и «Sand Castle».
Вопрос самореализации для медиа-композиторов, пожалуй, очень насущный. Отходя от коммерческих заказов, они часто сталкиваются с неожиданной свободой, которая двигает их творчество в более экспериментальное русло. Известный своими работами для видеоигр и кино, Сергей не стал исключением.
Например, недавно вышел первый посмертный альбом признанного мастера киномелодий Эннио Морриконе, который открыл миру совершенно новую, темную и психоделическую сторону композитора. На пластинке «Morricone Segreto» собраны малоизвестные экспериментальные и новаторские работы для кино, в числе которых и ранее никогда не издававшиеся произведения. Музыка разительно отличается от привычного и всем знакомого звучания композитора.
«Dream Reflex» - очень комплексная вещь. Его можно условно поделить на две части, будто соперничающие друг с другом, более напевную и лирическую первую половину альбома и догматическую вторую. Сила, заложенная в противостоянии этих двух половин, создает движение в музыке, дополнительную динамику и драматургию, заставляющую слушателя вновь и вновь запускать плейлист.


При этом, релиз неприветлив с теми, кто не готов к непривычному звучанию. Сразу после инструментального вступления «Peaceful Death Capsule», хаотичного и разнохарактерного гимна индустриальному и природному в нашем мире (вспоминается трилогия «Каци», не так ли?), он обрушивает на нас насыщенные аранжировки, обилие звуковых эффектов и обработок, в которых, как будто, маскирует применение инструментов симфонического оркестра.
Вообще, мелодическое разнообразие, приправленное разнообразными видами обработки, - ключевая особенность релиза. При прослушивании не отпускает мысль о каком-то незримом флере ушедшей эпохи: ретро уже не из 1980-1990-ых, а из более близкого, но не менее далекого десятилетия, - 2000-ых годов.
Инструментальные проигрыши неожиданно отсылают и к «In the Zone» Бритни Спирс, и к «Millennium» Backstreet Boys, а вокал варьируется от ранних работ Дельфина до уже хрестоматийного Виктора Цоя.
Кроме альбома, мы предлагаем вам посмотреть два видеоклипа, созданных Сергеем. Это работы для «Human Machine» и «Blue Run Coma».
В целом, по части музыки, работе характерен определенный пафос, наполненный самыми разными оттенками. От надежды в «Psyche Celebration» до пугающей уверенности в «Human Machine». Из влияний, пожалуй, верно отметить наличие двух кавер-версий известных на Susumi Hirasawa и Klaus Nomi, - «Dream Island Obessional Park» и «Cold Song» соответственно. Смелая экспериментальность и ощущение музыкальности композитора, как будто, не от мира сего, очевидно преемственны и являются отражением собственных эстетических вкусов.
Лирическая составляющая альбома отражает характерную для российской музыки эскапистскую тенденцию, которая зародилась еще в советскую эпоху. Желание сбежать от себя, быть в ином мире, научиться человечности и нести добро людям, - по-хорошему, простые и понятные образы, которые близки слушателю.
Интересно, что светлая метафоричная лирика сочетается с механизированным музыкальным фоном, что, в очередной раз, привлекает внимание к вопросам сосуществования природы и человека. Возможно, уход, предлагаемый автором, стоит воспринимать буквально, как решение проблемы, - перестать досаждать окружающему миру и найти в себе силы, чтобы прислушаться и понять, как чувствует что-то иное, непохожее на людей.
Кстати, это не первое появление Сергея в нашем медиа. Читайте его статью о работе театрального звукорежиссера
Очевидно, что этот альбом нельзя порекомендовать каждому. Проще всего сравнить его с теми работами, в которых ты находишь прекрасное лишь со временем. И это хорошо, так как именно смелые эксперименты и самовыражение сделали музыку такой, какая она есть. Поэтому, если вы не боитесь попробовать что-то необычное и находящееся где-то за гранью устоявшихся музыкальных жанров, то релиз Сергея принесет вам истинное удовольствие.