Существуют самые разные способы усиления драматургия спектакля путем использования звуков и музыки. В этом материале мы остановимся на примерах из опыта реальной работы театрального звукорежиссера, что может помочь для будущих специалистов в этой области.
Большинство наблюдений основано на опыте работы в учебном театре СГИИ им. Д. Хворостовского в г. Красноярске.
Виды звукового оформления
Звуковое оформление спектакля - это комплексное явление. Если кратко, то его принято делить на звуки и музыку.
К звуковому оформлению относят атмосферные явления, фоновые шумы помещения, пение птиц, грохот приближающегося поезда и другие звуки. Как правило, такие звуковые эффекты не обладают определенной высотой и трудновоспроизводимы.
В зависимости от роли в сцене выделяют:
- Синхронные звуки - те, которые привязаны к конкретному действию.
- Несинхронные звуки - отражающие обстановку, атмосферу сцены.
С музыкальным оформлением все обстоит иначе. Сюда традиционно относят музыкальные номера, вставки между сценами и подложки. Более того, в современном театре могут быть музыкальные решения различные по форме и содержанию, что также заставляет искать креативные способы их осуществления.
Важнейшей характеристикой музыки в театре является ее положение относительно зрителя и актера. Так она делится на игровую (внутрикадровую) и неигровую (закадровую). Первую герои спектакля могут слышать, исполнять и как-то реагировать на нее. Нередко, что это включенный телевизор или радио в пространстве сцены. Со вторым видом сталкивается только зритель, она подбирается исключительно для того, чтобы дополнить картину происходящего и может быть даже комментарием автора к поставленной пьесой проблеме.
Такое огромное количества материала предполагает некие критерии отбора для того, чтобы собрать первые наборы звуков для спектаклей и пьес. Относиться к этому следует с внимательностью и мы рекомендуем воспользоваться следующими несложными правилами:
При подборе звуков вы должны учитывать:
- Качество звука.
- Реалистичность/кинематографичность.
- Сочетаемость звуков.
- Акустическую среду играемой сцены.
- Длительность звуков.
- Наличие технических проблем.
Забавно, но такой простой чек-лист может спасти вас от провала на первом спектакле. Отдельно обращайте внимание на режиссера спектакля, его мнение и видение - отличный ориентир для вас в работе.
При подборе музыкального материала следует обращать внимание на три фактора:
- Контекст сцены, ее драматургию.
- Историческую эпоху.
- Техническое состояние аудиодорожек.
Несмотря на весьма условный характер данной классификации, она может стать неплохим ориентиром. К моменту, когда вы освоитесь и найдете общий язык с постановщиком и артистами, вы сможете начать экспериментировать со звуками и оформлением сцены.
Epic fail, которые случаются
Работа звукорежиссера в театре должна быть идеально отлажена. Без ошибок не будет роста, но полезно знать, как и что может произойти на спектакле. Каждое представление - это уникальное живое мероприятие, где каждый из участников, от актера до режиссера, ответственны за общий успех.
Ниже перечислим некоторые глупости, которые имеют место быть и от которых очень просто себя защитить.
Всегда внимательно проверяйте новые звуки перед использованием. Это нужно для того, чтобы обнаружить в них водяные знаки (watermark от правообладателей или сервисов стоковой музыки), защитные пики или другую бесполезную информацию, которая может испортить качество представления.
Включайте музыку напрямик со стримингов только в случае крайней необходимости. Даже, если вы уверены, что оповещение не придет и вам никто не напишет. Поверьте - о вас вспомнят все.
нет ничего хуже, когда во время премьеры зрители слышат звуки уведомлений о сообщениях в VK или вынуждены слушать 5-секундную рекламу из YouTube.
нет ничего хуже, когда во время премьеры зрители слышат звуки уведомлений о сообщениях в VK или вынуждены слушать 5-секундную рекламу из YouTube.
Подготавливайте звуки заранее. Например, вырезайте паузу в начале звуков, чтобы при нажатии горячей клавиши вам, актерам и всему зрительному залу не пришлось ждать томительные секунды. Также следует устанавливать достаточную длительность в атмосферных звуках (подложках), чтобы не было слышно резких переходов на начало дорожки.
Хороший пример - в спектакле «Раковый корпус» по роману Александра Солженицына семья напряженно ждет главу семьи дома, чтобы узнать его диагноз. Требовалось включить фоном настенные часы, которые звучали бы всю сцену.
В день премьеры драматизм этой сцены разрушился – потому что звук настенных часов длился минуту, после чего сбивался и начинался заново. Такое легко предотвратить, если все звуки будут подготовлены заранее.
И последний важный нюанс – поставьте себе будильники с напоминанием о запуске театрального звонка. У разных театров регламент запуска может отличаться, если сомневаетесь – узнайте порядок у директора или художественного руководителя.
Объединим наиболее ходовые советы в один список:
- Всегда проверяйте новые звуки перед использованием.
- Устанавливайте необходимую длительность звуков.
- Следите за расписанием театральных звонков.
- Не пользуйтесь стриминговыми сервисами для воспроизведения звуков и музыки.
- Подготавливайте звуки заранее.
Технические приемы театральной звукорежиссуры
Будьте креативны при решении технических задач в условиях отсутствия достаточного количества необходимого оборудования. Следите за сценой и происходящим для того, чтобы вовремя реагировать на возникающие непредвиденные обстоятельства.
На момент написания статьи в самых современных театрах прослеживается мода на иммерсивность. В среде звукорежиссуры это расположение звуковых источников в пространстве сцены, чтобы шаги, телефонные звонки и прочие звуки были локализованы именно там, где они должны быть.
Для такого подхода требуется определенная маршрутизация, большое количество акустических систем, чем может располагать не каждый театр. Но есть компромиссный вариант маршрутизации, который добавит вашему спектаклю реализма и разнообразия, не требуя затрат.
Подход заключается в том, чтобы воспроизводить шумовые эффекты через мониторную акустику сцены (прострелы) – звуки будут доноситься из одной среды, где находятся актеры. В то же время, закадровую музыку можно воспроизводить через порталы, так как она оторвана от игровой среды.
И еще 5 небольших советов, которые упростят вам жизнь:
Если акустика зала плохая, а ваш микшер ограничен в возможностях, вы всегда можете настроить звук с помощью программного эквалайзера проигрывателя.
Если вам нужно запустить несколько звуков одновременно, назначьте горячие клавиши с разных плееров (AIMP, Foobar 2000) на numpad клавиатуры. Главное, не стоит забывать о том, какой файл выделен проигрывателем в данный момент и отключено ли зацикливание.
Если актер подошел к порталам слишком близко, держа в руках микрофон, вы можете снизить риски возникновения обратной связи, направив панораму канала в противоположную сторону, на соседнюю акустическую систему.
Настройте на проигрывателе плавную перемотку (fade crossover) – это поможет вам переходить на нужный фрагмент звука без резких переходов.
Пользуйтесь эффектами микшера, либо модифицируйте звуки в аудиоредактора – это поможет усилить впечатление от звуков, их соответствие с обстановкой.
Советы по коммуникации
У каждого режиссера есть свое видение спектакля. Более того, каждый режиссер имеет установки, которые кажутся ему единственно верными. В целом, в театральной звукорежиссуре режиссер-постановщик исполняет функцию заказчика, и общаться с ним нужно соответственно.
И общаться с ним нужно соответственно, с некоторыми нюансами:
1. Если действие спектакля происходит в определённую эпоху, предложите музыку этой эпохи. Если композиция вышла позже времени действия пьесы, обязательно скажите об этом режиссеру.
2. Если режиссер принес готовое музыкальное оформление, вам повезло. Кроме очевидного упрощения задачи вы можете полнее узнать его видение спектакля. Даже если оно не будет финальным, вы без особого труда сможете подобрать похожие композиции.
Например, режиссер для постановки исторической драмы «Васса Железнова» Максима Горького решил взять за главную тему…вырезанное интро с расстроенным пианино из хип-хоп композиции.
Если режиссер просит сделать что-то заведомо плохое с художественной точки зрения – делайте, иначе он этого не поймет. Если что-то плохое с технической точки зрения – не делайте, иначе это может привести к поломке оборудования или иным проблемам.