История музыки

Purgatory Unleashed: Чудо на Wacken

«Purgatory Unleashed» - это лайв-альбом различных песен At The Gates, состоящий из треков с их более ранних альбомов и отыгранный на Wacken Open Air в 2008-ом году. Изначально данное выступление планировалось группой как обыкновенный концерт в поддержку своей деятельности.
Поскольку некоторое время назад произошло их временное, как думали на тот момент времени, воссоединение для отыгрыша своего материала на нескольких крупных музыкальных фестивалях, но кости провидения выпали на такое значение, что именно этому сету композиций и именно на этом лайв-выступлении суждено было оформиться в самостоятельную пластинку шведов. Почему так произошло, что этому способствовало, да и в целом – что есть сами по себе эти песни от At The Gates в вакууме, я сейчас и попытаюсь обрисовать.
С порога хочется сделать ремарку о том, что к данной группировке у меня довольно противоречивое отношение, и, так уж вышло, что их творчество всю жизнь проходило несколько мимо меня, особо никогда ничем не цепляя. Из всей плеяды их альбомов, включая даже самый свежий, вышедший в 2021 году, мне по душе приходился и приходится до сих пор лишь единственный, ставший культовым в своем жанре, а именно «Slaughter of the Soul».
Полное шоу At The Gates на Wacken 2008
В остальном же так сложилось, что музыка сих шведов особо не цепляет струны моей души, однако при этом я полностью осознаю, что это лишь моя «проблема», поскольку если брать холодный объективный подход на вооружение, то тогда обнаруживается, что их альбомы, притом начиная с самого первого, заложили колоссальный фундамент под шведскую экстремальную сцену, а в глобальном плане – на зарождение одного из крупнейших металлических жанров, имеющих миллионные армии поклонников по всему свету.
По сути, в Гетеборге (откуда и родом наша банда), произошел в начале 90-х годов прошлого столетия весьма интересный феномен, который дал новую веху развития тяжелым музыкальным стилям, начинающим уже постепенно вкатываться в состояние своей идейно-творческой стагнации. А именно то, что конкретно в этом городе зародилось три коллектива, которым было суждено стать прародителями шведской волны мелодик-деза: At The Gates, о которых и идет речь, а также Dark Tranquillity и печально известные In Flames, начавшие за бодрое здравие, а закончившие тем, чем закончившие.
Зародившийся стиль представлял эклектику треш-, павер-, и дэт-метала соответственно. От первого он вобрал в себя риффовые конструкции и скоростные соло, от второго – более осмысленные и концептуальные мелодические линии, ну и от последнего впитал экстремальный вокал и агрессивную манеру барабанов, выражающуюся в активном использовании бласт-битов.
И то, с чем залетел At The Gates со своим первым альбомом в музыкальный мир, можно отдаленно, притянуто за уши, назвать первыми штрихами, попытками написать нечто новое: в 1992 году выходит дебютник «The Red in the Sky Is Ours», на котором нам представляется некая смесь из достаточно сырых дет-риффов со, внезапно, весьма мелодичными пассажами-переходами между различными частями композиции. Все это сверху накрывается нервным истеричным вокалом, который впору отдать на откуп блэку, однако, он здесь не выпячивает чем-то уж слишком инородным и воспринимается довольно органично во всей картине. И – скрипка. Да, именно она. А судьи кто?
Собственно, по видимому, некоторая мелодическая перчинка, которые шведы заложили в свое творение почти в фантомном количестве, в дальнейшем проросла в нечто гораздо далеко идущее, чем оно являлось на дебютнике. Догадывались ли сами At The Gates о том, к чему этот эксперимент приведет – загадка, но факт остается фактом – вышло нечто действительно оригинальное, то, что не залетает в мраморные залы, выбивая дверь с ноги, но то, что шепотом тебе вещает о ветрах перемен, которые уже начали свое зарождение в нашем мире.
methin
At The Gates в полном составе
Нащупав свою собственную стезю, шведы решили эксплуатировать ее в творчестве и далее, таким образом выпустив «With Fear I Kiss the Burning Darkness» (1993) и «Terminal Spirit Disease» (1994). То есть, стабильно по альбому в год музыканты выдавали, похвально. Однако же кульминацией их творчества стал следующий, 1995 год, в котором свету была явлена воистину легендарная вещь — «Slaughter of the Soul».
Выход этой пластинки возымел взрывной эффект в мире тяжелой музыки: альбом моментально был принят как и критикой, так и фанатами жанра невероятно горячо, чуть ли не с восторгом, и в силу этого заслужил статус живой классики за весьма короткие сроки. Это был грандиозный успех At The Gates, поскольку их первые три работы прошли практически незамеченными; они не притягивали к себе особо сильного внимания, поэтому не приносили банде должной отдачи как психологической, так и финансовой.
И вот ситуация радикально изменилась с появлением на свет «Slaughter of the Soul», ознаменовавшего своим выходом новую веху в становлении мелодик-дэта. В дальнейшем можно было наблюдать такую тенденцию, что группировки, играющие в этом направлении и появлявшиеся в конце 90-х – начале 00-ых, когда разговор заходил об идейных вдохновителях, указывали именно этот альбом шведов как один из центральных и главенствующих в становлении их творчества. А это, по всей видимости, довольно серьезный маркер того, что ваша музыка существует не просто так на свете.
Клип на одну из самых удачных композиций с альбома At The Gates «Slaughter of the Soul»
Однако радоваться долго не пришлось. Совсем скоро после выхода грандиозной работы группу покинуло несколько участников по своим личным причинам и для реализации собственных творческих проектов. Соответственно, от состава банды осталась ровно половина участников, что сделало дальнейшее её существование невозможным, и, как следствие, At The Gates объявил о своем распаде. Произошло это в 1996 году.
Итак, шло время, наш мир довольствовался четырьмя работами шведов и тихо сожалел о прекращении их деятельности. Продолжалось это ровно до 2007-ого, когда, относительно внезапно, At the gates объявили о нескольких реюнион-шоу на середину 2008 года, включая присутствие на знаменитейшем Wacken Open Air.
И именно выступление на этом фестивале вышло у парней настолько мощным, запоминающимся, ярким и живым, что в дальнейшем (в марте 2010-ого) было принято решение сет-лист с исполненными песнями оформить в отдельную пластинку, сохранив фирменный саунд, присутствовавший на лайв-записи отыгранного концерта. Запись получилась довольно масштабной, все-таки 18 песен, исполненных живьем и соединенных в единый своеобразный сборник, вещь весьма внушительная.
Отличительной особенностью этого лайв-альбома, получившего впоследствии название «Purgatory Unleashed», является невероятно качественный и внушительный звук самого живого выступления шведов, характеризующийся в отличном разграничении каждого отдельного инструмента в общем потоке саунда, что не вызывает конфликтов мелодических линий и адекватной слышимости как таковой какого-либо музыканта.
At The Gates после воссоединения
Вокал при этом не уходит на какой-то отдельный план, а органично ложится поверх игры коллектива, сохраняя при этом весь свой надрыв и эмоциональность. В общем-то, довольно вкусна вещь, по своим характеристикам вполне достойно смотрящаяся и по сей день.
Видимо, прошедшие в 2008 году выступления и вышедший в 2010-ом «живой» диск повлияли на шведов в весьма освежающем ключе, поскольку в 2014-ом At The Gates разрождаются после такого долгого молчания новой пластинкой — «At War with Reality». На закономерные вопросы, является ли это возрождением и воссоединением коллектива, ясного и однозначного ответа не последовало, но сам факт того, что группа не умерла окончательно, а ее выступления в 2008-ом не были последним аккордом, давало надежду многочисленным поклонникам по всему миру. Тем не менее, музыканты были заинтересованы в продолжении своей деятельности в рамках группы и изъявляли готовность выступать на фестивалях, а в будущем, возможно, и выпускать новый материал.
Собственно, они остались верными своим словам, и уже с 2014-ого года выпустили пару альбомов, крайний из которых, «The Nightmare of Being», вышел относительно недавно, в 2021-ом. В целом можно сказать, что начиная с новой эпохи своего творчества, которая появилась у них после выпуска «Purgatory Unleashed», At The Gates продолжают традиции, заложенные ими еще на «Slaughter of the Soul», радуя поклонников жанра все новыми мелодическими и композиционными решениями, не забывая при этом оставлять за общем саундом треков присущую им всегда без измен тяжесть риффов и вокальный надрыв.
Что ж, полагаю, мастерство шведов, отточенное за столько лет работы над своим творчеством, дает свои щедрые плоды, за что музыкантам остается выразить только огромную благодарность и искренне пожелать им и в дальнейшем сохранять марку своей отменности, которая бы помогала в будущем как можно дольше создавать потрясающую тяжелую музыку. За сим же я откланиваюсь.