Работа со звуком

Какие бывают эффекты искажения?

Искажение – это процесс обработки звукового сигнала, при котором происходит «искажение» исходного сигнала при помощи жесткого или мягкого ограничения по амплитуде или достигаемое другими аппаратными способами.
В «группу» эффектов искажения входят наиболее актуальные виды обработки сигнала в современной музыке: дисторшн, фузз и овердрайв.

Дисторшн

Дисторшн (Distortion) – это музыкальный эффект, достигаемый намеренным искажением сигнала путем его жесткого ограничения. Также так называется звуковое устройство или программа, эмулирующая звучание данного эффекта.
Первоначально принцип действия и характер звучания эффекта был основан на свойстве усилителей (ламповых и транзисторных) вносить в сигнал нелинейные искажения. Особенно интенсивно эффект проявляется, когда входной сигнал имеет максимально возможное усиление (громкость). Выходной сигнал приобретает характерное звучание в связи с обогащением нелинейными гармониками. Напротив слабый сигнал усиливается с малым искажением или без него.
Рост амплитуды исходного сигнала ведет к увеличению количества искажений. Характеризуется самовозбуждением сигнала, его большой длиной (сустейн) и особой частотной характеристикой
methin
Параметры эффекта Distortion
Часто эффект дисторшн совмещается с элементами эквалайзера (низкие и высокие частоты в таблице) и с шумоподавителем.
Шумоподавитель (Noisegate) – звуковое устройство, которое используется для того, чтобы полностью убрать сигнал при достижении им заданного уровня. Сфера применения – контроль уровня фона и исключение эффекта обратной связи.
methin
Типы реализации эффекта Distortion
Существование рок-музыки и, в частности, экстремального метала немыслимо без эффекта дисторшн. Этот звуковой эффект повлиял не только на становление многих поджанров, но и на технику игры на гитаре, сделав ее более точной и богатой различными техническими приемами.

Овердрайв

Овердрайв (Overdrive) – это звуковой эффект, который достигается путем мягкого ограничения сигнала по его амплитуде. Полученный сигнал богат нелинейными гармониками и обертонами, что придает ему дополнительный объем и силу. Также характеризуется большой длиной сустейна.
Принцип действия и реализация овердрайва схожи с эффектом дисторшн. Но существует принципиальное отличие от него. В связи с тем, что овердрайв осуществляет мягкое искажение сигнала, выходной сигнал искажается пропорционально уровню входного сигнала. В эффекте дисторшн искажение происходит вне зависимости от уровня входного сигнала.
Эта особенность овердрайва позволяет ему быть более гибким звуковым эффектом и находить применение не только в тяжелой музыке, но и в менее экстремальных направлениях.
methin
Параметры эффекта Overdrive
Овердрайв обычно имеет четкую атаку, которая богата высшими гармониками, что приводит к появлению «скребущего» или «лязгающего» звука. Сустейн сигнала ровный и скажен слабо. По мере затухания сигнала интенсивность искажения уменьшается.
Этот звуковой эффект находит себе широкое применение во многих направлениях современной рок-музыки. Также из-за его мягкого (при соответствующей настройке и манере игры) звучания он используется в поп-музыке, блюзе и джазе.
Обычно обработке этим эффектом подвергается звук электрогитары, хотя нередко его использование с такими инструментами, как бас-гитара, барабаны и вокал (в экстремальных направлениях).

Фузз

Фузз (Fuzz) – это звуковой эффект, основанный на нелинейном искажении сигнала транзисторными (или цифровыми устройствами) с полной потерей огибающей исходного сигнала. Применение фузза ведет к практически полной потере исходного тембра обрабатываемого сигнала и его синтетическому звучанию.
Эффект часто реализуется посредством подачи сигнала слишком высокого уровня на вход транзисторного устройства, которое его жестко ограничивает. Это приводит к тому, что сигнал сильно искажается, а форма волны сигнала меняется с синусоидальной на прямоугольную. Также появляется большое количество гармоник и дополнительных частотных компонентов, которыми обогащается сигнал. Они являются диссонансом по отношению к исходному сигналу. Их появление связано с тем, что искажение достигается клиппированием.
methin
Параметры эффекта Fuzz
К положительным сторонам эффекта можно отнести отсутствия шума (фона) в паузах и нечувствительность к помехам низкого уровня. Однако для получения качественного звучания необходима предварительная подготовка входного сигнала. Она включает три основные ступени:
  1. Фильтрация.
  2. Компрессия.
  3. Ограничение.
Также стоит отметить, что звучание фузза, в отличие от других эффектов искажения, на ламповых и транзисторных усилителях одинаково.
Фузз – это один из первых эффектов искажения. С его появлением связывают становление рок-музыки. Своей популярности эффект достиг в 1960-1970-ых годах XX века. В основном, фузз применим для обработки сигнала электрогитары.
Спасибо за прочтение! Помните, что для наилучшего усвоения информации вам нужно попробовать каждый из описанных эффектов на практике. Используйте секвенсоры или аналоговое оборудование для своих экспериментов.