История музыки

Bonded by Blood: первое дитя Exodus

Абсолютный факт состоит в том, что любой мало-мальский поклонник музыки тяжелых жанров знаком с работой трешеров Exodus «Bonded by Blood», или же, по крайней мере, слышал о ней, но до сих пор, по каким-то неведомым ни одним силам природы причинам, ни разу еще не прослушал его.
Сразу заявлю, что это упущение катастрофических масштабов, и вы обязаны прямо сейчас его исправить. Также нет нужды в пояснении о том, кто, как, когда, зачем и какого дьявола его создал – благо, с тех славных времен минул уже ни один десяток лет, и все именитые дядьки в металлической тусовке написали всю необходимую техническую, документальную и биографическую информацию в предостаточном объеме для нужд скрупулезных систематоров-архивариусов.
Поэтому в своем, с позволения сказать, спиче, я затрону исключительно субъективные ощущения от музыки, представленной на данном альбоме и о той метафизической составляющей, которая она для меня несет. Возможно, это заинтригует и вас, людей, быть может, слишком отстраненных от экстремальных жанров, но которых зацепит слово моё о нем.
Exodus на Rockpalast 2017
Однако можно задаться вопросом – почему именно я захотел рассказать об этом произведении металлического искусства, да и какого черта кто-либо вообще должен обращать внимание на мое мнение о чем бы то ни было? На это я отвечу лишь томным взглядом на две тысячи ярдов вдаль. Итак, начинаем.
Моментально, что бросается в уши при первых же нотах начального трека, так это довольно интересная особенность саунда пластинки – некое промежуточное состояние между сырым мясом первых экстремальных первопроходцев и сухой, чеканной железной рубкой, которая врывается довольно бескомпромиссно, что идет скорее плюсом, особенно с мысленной поправкой на время написания альбома, когда практически одной из главных фич метала была беспощадность к ушам несведущих. Здесь все же стоит сделать некоторое литературное отступление для пояснения определенного момента.
В силу довольно неприятных причин, о которых не хочется особо здесь расписываться, дата выхода альбома была произведена на некоторое время позже изначально планируемого коллективом, тогда, когда их коллеги по трешерскому цеху (в лице Metallica, Slayer, Anthrax, Megadeth, Overkill и прочих) уже успели выпустить по одному, а то и по двум альбомам, некоторые из которых чуть ли не в момент стали культом жанра.
Соответственно, это оставило некий угнетающий отпечаток на ребятах из Exodus, которые этим своим творением могли бы свободно за пояс заткнуть практически любой экстремальный коллектив на тот момент (коли альбом вышел бы тогда, когда предполагался), но по воле судьбы которые влетели далеко не в первый вагон этого состава.
Да, «Bonded by Blood», немного опоздал с датой своего рождения, но… Но. Случилось то, что вряд ли мог прогнозировать хоть кто-либо на тот момент времени: альбом разорвал треш-сцену в мгновение ока, был принят публикой и профессиональной критикой с восторгом, а те музыкальные ходы, которые вывалили экзодовцы на пластинке, приобрели каноничность чуть ли не сразу, как были услышаны общественностью. Эффект разорвавшейся бомбы был очевиден даже слепоглухонемому: это действительно было что-то действительно новое, то, что сформировало такой жанр как треш-метал в его окончательном виде.
methin
Exodus в полном составе
Ставшими живыми иконами жанра после своего дебютника, Exodus, пусть и не входя официально в «столпов» в лице знаменитой Большой четверки, явили миру работу, на которую в дальнейшем будут ориентироваться если и не все, то весьма огромное количество будущих музыкантов и формаций тяжелых стилей.
Общий настрой «Bonded by Blood» таков, что его можно охарактеризовать незатейливой формулировкой: лаконично и едко. Лающе-визгливо-истеричный вокал отличается своей мелодичностью так же, как гиппопотам отличается своей грациозностью, но конкретно здесь это только и исключительно плюс – о каких-либо альтернативах не может быть и речи. Рубка жестких, злобных рифов под чеканную отбивку барабанщика невозможно представить вместе с голосовыми мелизмами и сладостными переливаниями вокала «классических школ», это лишь убило бы дух самой музыки.
Из композиции в композицию нас приветствуют полусумасшедшей молитвой, которая порой больше походит на насмешливую читку обвинения во зле всем нам, разбавленную неожиданными моментами, когда вокалист решает дополнить это коротким, но весьма емким и пробирающим визгом, вспышкой лопнувшим в твоем сознании на долю секунды и затем обратно обращенным к расстреливающему речитативу.
О структурах гитарных партий этого альбома, по всей видимости, ходят легенды в металлическом мире: то, какие рифы были созданы для него, в очень многом определило направленность дальнейших работ стиля, и, можно сказать, что в какой-то степени даже дало указующий знак иным формациям уже вне своей вотчины.
Не лишенные своего, особенного мелодизма, они, тем не менее, не делают на него упор, как, положим, в павер- или хеви-метале, но покоряют именно преподнесением их под особым соусом, рецепт которого довольно прост, но убоен: неизощренная, но запоминающаяся и емкая мелодия покрывается рубящим даунстроком под какие-то предельные (с учетом того, конечно же, времени) показатели темповой истеричности.
Вся эта конструкция в какой-то момент врывается в летящий соло-запил, сделанный весьма грамотно, но без лишней мишуры в виде бесконечных витиеватых пассажей, что было бы довольно не к месту для альбома этих молодых трешеров. Да, общая структура треков не отличается композиторской филигранностью, но кто сказал, что это есть порок?
И еще раз Exodus
Лирика, лирика. Говорить о смысловой нагрузке «Bonded by Blood» в плане ее текстовой составляющей, пожалуй, одновременно и легко, и трудно. Легко, потому что весь замес, который предлагают нам экзодовцы до одурения прост – поклоняйтесь металлу и месите физиономии в фарш тех, кто ему не захочет поклоняться. И пусть хоть кто найдет в какой-либо песне на этом альбоме нечто другое!
С другой стороны – метафизические ветра как будто непроизвольно призывают полезть под половицы, в надежде увидеть то, что, возможно, скрыто за мясистой коростой кроваво-молотящего угара криков про насилие, пытки, смерть и прочие пряники жизни. Будто бы само по себе срабатывает ощущение, что есть что-то еще во всем этом винегрете.
И хотя разумом понимаешь, что работа была создана совсем молодыми парнями, старшим из которых только-только перевалило за двадцать, и вряд ли они брали на вооружение приемы эзопова языка, но черт то и дело подбивает тебя усомниться в их настолько грубой, неприкрытой искренности. Из трека в трек льётся багровым соком словеса про неконтролируемое насилие тех, кто может этим насилием пользоваться, о тотальных войнах всех против всех, о неконтролируемости и упиванием агрессией, о диких вожаках озверевших человеческих стай, готовых волной хаоса пронестись по витринам так называемой цивилизации, о… Да мало ли, о чем еще?
Раз металл влился в вашу кровь, то станьте его обезумевшим адептом бойни. Нет любви, нет законов, нет справедливости, нет морали, нет терпимости, нет самой жизни, если в ней нет горячей, дикой пульсации танца хаоса. Вам абсолютно не нужна эта музыка (да и будет ли она в принципе восприниматься как музыка), если вы примерились с тем током жизненных рек, которые господствуют и по сей день.
Это ритмический транс злобных, юных, задорных максималистов, да, многие из которых совсем скоро превратятся в ту орду «живых», которую они ненавидят сегодня, но пусть хотя бы в этот короткий миг человеческой жизни, который они урывают для себя здесь и сейчас, будет яростно рявкнуто «Нет!»
Пожалуй, все таки самые искренние работы делают коллективы на самой заре своего становления, не имея за спиной ни достаточное количество материальных средств, ни огромную моральную поддержку от армий поклонников, ни каких бы то ни было связей в музыкальном мире. Нечто заставляет совсем молодых людей браться за инструменты и делать то, что наполнено неподдельной страстью, не оглядываясь ни на что, и не прогнозируя себе какой-либо далеко идущий результат, который, однако, они возымеют в будущем.
Дебютник Exodus является, да без преувеличения будет сказано, одной из несущих вех в дебри уже по-настоящему экстремальных пространств, пусть на настоящий момент он и воспринимается достаточно наивно. В бытность становления коллектива такой коктейль быстроты и агрессии могли позволить себе разве только Slayer, поэтому позиции в еще просторной нише «Bonded by Blood» занял себе по-настоящему королевские.
methin
Гэри Холт — двигатель Exodus
Да и, откровенно говоря, лично для меня этот альбом стал одним из ключевых в становлении моих музыкальных предпочтений. И это при том, что конкретно у Exodus самые первые треки, которые я вообще услышал еще чуть ли не с добрый десяток лет назад, были из альбома «Exhibit B: The Human Condition». Но по-настоящему, окончательно и бесповоротно влюбить в себя «Исходу» суждено было меня именно на «Bonded by Blood».
Переслушанный от первого аккорда до последней ноты черт знает, какой десяток раз, он не надоедает мне ни в единый момент существования; несмотря на свой уже достопочтенный возраст, он держится живее всех живых, порой давая прикурить даже тем работам коллег по цеху, которые вышли значительно позже, и, соответственно, которые были выхолощены всеми сливками технических достижений в области звука.
Это довольно красноречиво может нам прояснить одну достаточно занятную вещь: то, что было создано с душой, пусть и душой дикого, неадекватного, насмешливого, кичливого, но очень искреннего зверя, вечным клеймом ляжет на любую плоть, к которой он прикоснется, знаком своей бескомпромиссной утвердительности.