Ошибки, допускаемые в технике игры гитариста, приводят к большому количеству негативных, для последующего развития музыканта, последствий.
Кроме очевидного – ухудшения качества игры, уменьшение скорости исполнения произведений, увеличения времени на освоение новых навыков, технические ошибки влияют также на здоровье музыканта.
Вред здоровью музыканта понятен. Неправильная посадка и постановка рук, их перенапряжение, быстрая игра вызывают специфические болезни гитариста – проблемы с суставами и мышцами рук, в частности – кистей.
Также большое влияние оказывает неправильная посадка на осанку и мышцы спины, вызывая искривление позвоночника и затяжные боли в спине после занятий. Важно твердо усвоить правильные положения – это позволит сберечь свое здоровье и увеличит удовольствие, получаемое от игры на гитаре.
Гитара в руках опытного музыканта является продолжением его тела. Он выглядит с ней естественно. Для того, чтобы поражать своих слушателей задолго до извлечения первых нот, следует придерживаться верных, удобных и естественных способов посадки и звукоизвлечения.
1. Неправильная посадка
Посадка гитариста – первый и один из важнейших моментов в обучении. Следует очень внимательно подходить к освоению правильной позиции, так как вместе с неправильной посадкой прививаются и неверные навыки игры на музыкальном инструменте.
Существует большое количество различных положений при игре гитариста сидя. Мы рассмотрим те, которые использует подавляющее число гитаристов-любителей.
Выделим положения, которые должны соблюдаться при правильной посадке:
- В теле нет напряжения, спина ровная.
- Правая рука придерживает гитару, но не «обнимает ее».
- Плечи ровные или с небольшой разницей (нет перекоса).
- Локоть левой руки находится на расстоянии 15-20 см от талии (не прижат).
- Правая и левая рука свободны, извлечение звука не вызывает дискомфорт.
- Гитара не вываливается, держится крепко, если убрать одну из рук.
Помните, что правильная посадка – это самое удобное и логичное положение музыканта за инструментом. В нем вы не будете ощущать какой-либо дискомфорт или неудобство.
2. Неправильная постановка правой или левой руки
Постановка правой и левой руки – еще один ответственный этап, который проходит каждый гитарист в самом начале своего пути. Очень важно, чтобы вы не допустили ошибок, так как в дальнейшем они повлияют на звукоизвлечение.
Рассмотрим постановку правой руки. Правильную постановку кратко можно описать следующими принципами:
- Запястье прямое при взгляде спереди.
- При взгляде сверху запястье немного выпуклое.
- Ладонь находится в одной плоскости со струнами.
- Внутренняя часть ладони шарообразна, словно вы держите теннисный мяч.
- Большой палец немного впереди указательного.
- Указательный, средний и безымянный пальцы находятся под углом 90 градусов к струнам.
Самые распространенные ошибки в постановке правой руки:
- Изгиб запястья спереди.
- Обратный изгиб запястья.
- Вогнутое к деке запястье.
- Ладонь находится слишком близко к струнам.
- Разворот ладони наружу.
- Разворот ладони к себе.
- Указательный, средний и безымянный пальцы спрятаны в ладонь.
- Указательный, средний и безымянный пальцы вытянуты дальше большого пальца.
Далее перейдем к постановке левой руки. Так же, как и в технике правой, здесь можно ограничиться следующими принципами:
- Большой палец касается задней части грифа подушечкой.
- Кисть округлая.
- Ладонь не касается нижней части грифа (между ними свободное пространство).
- Кисть и запястье выдвинуты вперед.
- Ладонь параллельна грифу.
- Все пальцы находятся на одинаковом расстоянии друг от друга и не заваливаются.
- Пальцы прижимают струны под прямым углом к плоскости грифа.
- Пальцы не стремятся прижать струны близко к порожку, зажатие происходит посередине лада.
- Нажатие на струны происходит кончиками пальцев.
Среди самых распространенных ошибок в технике левой руки педагоги называют:
- Торчащий над грифом большой палец.
- Лежащий вдоль грифа большой палец.
- Прижатие большого пальца к грифу боком (под углом).
- Сгибание большого пальца в фаланге при нажатии на гриф.
- Прилипшая к нижней части грифа ладонь.
- Кисть и запястье не выдвинуты вперед.
- Лежащие на боку пальцы.
- Прижатие струны подушечками пальцев.
3. Игнорирование медиаторной или пальцевой техники
Начинающие гитаристы, а также иногда и их более опытные коллеги, часто допускают довольно глупую и необоснованную ошибку. Они начинают игнорировать одну из двух основополагающих техник правой руки. Мотивируют они это тем, что им удобнее играть так, а другая техника им совсем не понадобиться. Это большое заблуждение.
Что происходит, когда гитарист отказывается от игры медиатором? Все очень просто. Во многих случаях, он будет глупо выглядеть с гитарой, если придется играть что-либо, кроме аккомпанемента (и-то только на аккордах). Игра скоростных пассажей, интервалов, мощное акцентирование в подавляющем большинстве случаев будет недоступно для него.
Вы можете поспорить со мной, приводя в примеры невероятную пальцевую технику известных музыкантов. Но задайте себе вопрос, сколько ваших знакомых музыкантов обладает таким уровнем? И как вы думаете, такие признанные виртуозы пальцевой техники, как Томми Эммануэль, не умеют играть медиатором?
Теперь стоит поговорить об обратном. Многие гитаристы, особенно те, которые используют электрогитару, забрасывают пальцевую технику. К чему это приводит?
В первую очередь, вы лишаете себя еще одного способа звукоизвлечения, при котором некоторые произведения даются значительно легче – это большинство классических этюдов и пьес, произведения с использованием арпеджио, аккордовый аккомпанемент и так далее. Опять же сложно представить профессионального музыканта, который не владеет пальцевой техникой, а играет только медиатором.
Я ни в коем случае не призываю выводить оба вида техники на высокий уровень, но вы не должны забывать о поддержании и развитии одного из навыков.
Это очевидно, что гитаристу из метал-группы пальцевая техника высокого уровня не нужна, но она должна быть обязательно развита до приемлемого уровня. Также гитаристу-барду не нужно уметь играть переменным штрихом или владеть гибридной техникой, но он должен быть в состоянии играть несложные произведения медиатором.
Важно при выборе ведущей техники учитывать то, какое направление музыки вы собираетесь играть. А также, какие виды техник в нем используются. Тогда вы сможете использовать свои способности в полной мере.
4. Перенапряжение руки
Данную ошибку стоит отнести к одной из самых опасных для здоровья музыканта. Перенапряжение рук не рекомендуется при игре на большинстве музыкальных инструментов.
Более того, игра через силу может спровоцировать ряд специфических болезней гитаристов. Не стоит недооценивать эту ошибку, так как восстановление после некоторых повреждений может проходить в течение 2-3 и более месяцев, а иногда после реабилитации вы не сможете больше играть.
Ключом к перенапряжению рук служи неправильная их постановка. Руки должны быть всегда расслаблены и находится в анатомически удобных положениях. Что это значит? Это значит то, что «эталонные» постановки рук служат лишь ориентиром для вас, так как вы обязательно должны делать поправку на то, чтобы не испытывать неудобства и дискомфорт во время игры.
Также опасно «переигрывание» или «заигрывание» рук. Это накопленная усталость в руках из-за слишком длинных занятий, а также из-за игры перенапряженными руками через силу. Для того чтобы этого избежать нужно правильно организовывать свои занятия и не допускать перенапряжение рук во время игры. Нельзя играть на инструменте, когда вы испытываете болевые ощущения в руках, это губит вашу технику и ведет к травмам.
5. Слишком быстрая игра
Почти все гитаристы мечтают играть быстро. Это на самом деле превращается в какую-то «жажду скорости». Но часто желание играть быстро только мешает им на пути творческого развития.
В основе правильной отработки упражнений и произведений лежит медленная игра под метроном. Это позволяет понять структуру произведения, расставить акценты, четко запомнить ритм, уменьшить количество ошибок и огрехов.
Но, к сожалению, большинство гитаристов игнорирует этот метод. Они стремятся сыграть произведение сразу в оригинальном темпе или быстрее заданного темпа. Это приводит к тому, что все положительные стороны занятий под метроном исчезают.
Если вы хотите действительно качественного обучения, то вам стоит играть медленно. А возможно еще медленнее, чем вы себе представляете. Фокус состоит в том, что хороший гитарист может исполнить произведение в любом доступном ему темпе, а на деле получается, что те, кто играет быстро, не могут сыграть то же самое медленно.
Получается, что все ошибки, которые слышны при медленном темпе, маскируются скоростью исполнения.
Методика очень проста. Играйте упражнения и произведения медленно и под метроном. Следите за техникой, доводите ее до совершенства. С освоением одного темпа повышайте его. И тогда вы увидите колоссальную разницу в своей технике игры.
6. Недооценка развития музыкального слуха
Скажите, как часто вы уделяете время развитию слуха? Я уверен, что это происходит очень редко, либо не происходит вообще. Конечно, в этом есть своя логика, зачем целенаправленно развивать слух, если он улучшается непосредственно во время игры на гитаре.
Вы на интуитивном уровне начинаете запоминать, где располагаются определенные ноты, какие переходы между аккордами звучат хорошо, а какие плохо и так далее. Но это очень медленный процесс. Я предлагаю вам его ускорить.
Попробуйте включить в свои тренировки элементы сольфеджио — распевание ладов, пение интервалов и трезвучий аккордов. Такие упражнения улучшат ваш музыкальный слух, позволят более свободно ориентироваться во время импровизации и сочинения музыки.
7. Тихое пение
Известно, что игра на гитаре является аккомпанементом для большого количества песен. Также не составляет труда переложить мелодии других сопровождающих инструментов на гитару или банально подобрать аккорды под мотив. Этим объясняется то, что среди гитаристов очень многие сопровождают свою игру пением.
Однако некоторые из них поют намного тише, чем играют. Это часто связано с тем, что они стесняются своего голоса, начинают сбиваться, когда хуже слышат гитару или начинают фальшиво петь, переходя на большую громкость.
Все эти эффекты можно исправить. Запомните, пение под гитару должно соответствовать настроению и характеру исполняемого произведения. Вы не должны быть ограничены своим тихим голосом. В первую очередь пение украшает и дополняет аккомпанемент. Для достижения нужного результат вы должны свободно владеть своим голосом.
Стеснение при пении обычно связано с недооценкой своих способностей. Будьте уверены, что вы поете хорошо. Практикуйтесь, как можно больше и ваш голос будет звучать все лучше и лучше. Вы можете записывать свое пение каждый день и сравнивать, стараясь исправить изъяны или придать какой-либо оттенок своему голосу.
То, что вы сбиваетесь, когда поете громче, обычно обозначает то, что вы мало уделили времени исполнению аккомпанемента произведения. Сосредоточьтесь на нем. Важно уметь безошибочно играть сопровождающую партию перед началом занятий пением.
Изменение высоты голоса одновременно с его громкостью – также распространенная ошибка. Она легко исправляется соответствующими тренировками и сосредоточенностью во время пения.
Вы должны научиться контролировать свой обычный (разговорный) голос по тону и громкости, удерживая его в нужных вам пределах. Записывайте свой голос – на разной громкости, с разными эмоциональными оттенками и высотой – сравнивайте и тренируйтесь. Выберете идеальный вариант вашего голоса.
8. Бездумная игра скоростных пассажей
У настоящего музыканта никогда не должна происходит подмена выразительности и эмоциональности сухой техникой. К несчастью, часть гитаристов так сильно увлекается исполнением скоростных партий, что теряет какую-либо логику и осознанность в их использовании.
Лидирующая партия должна быть подобна главной мысли всего произведения, она может быть его кульминацией. Хорошо построенное соло подводит итог всего произведения, является наиболее эмоциональной его частью.
При написании соло или импровизации никогда нельзя забывать, что «слово – серебро, а молчание – золото». Ваша партия должна быть продумана досконально, не только ноты, но и паузы будут иметь определенное значение.
Если вы подойдете к сочинению партии соло-гитары с умом, то вы увидите, что, возможно, сыграв в разы проще и медленнее, чем планировали, вы, тем самым, увеличите эмоциональное напряжение в песне, сделаете ее звучание более профессиональным, а мысль, высказанная в произведении, станет доступной и понятной каждому.
9. Разучивание приемов без их применения на практике
Музыканты очень много тратят времени на изучение различных технических приемов. Цель изучения всегда одна – применить их на практике. Но, бывает, что в погоне за количеством приемы отрабатываются некачественно и их становится настолько много, что музыкант забывает о существовании некоторых из них, а другие же он просто игнорирует из-за сложности. Случается банальное непонимание гитариста, куда можно вставить один из изученных приемов.
Решение проблемы очень простое. Следует изучать новые приемы без отрыва от пополнения репертуара. Например, при изучении легато, вам следует разыскать несложные этюды на эту технику.
Эта простая технология поможет вам понять, где следует применять изученные приемы, какую роль они играют, а также не позволит вам забыть их, так как они будут в вашем репертуаре.
Каждый новый прием следует включать в вашу импровизацию по аналогии с его использованием в изученных ранее произведениях. Если у вас возникают сложности, то посоветуйтесь со своим преподавателем, а если его нет, то с более опытным музыкантом.
10. Остановка после совершения ошибки
Многие начинающие гитаристы после совершения какой-либо ошибки, взятой фальшиво ноты, или ритмической ошибки стремятся остановиться и начать играть заново.
С одной стороны, такое поведение выглядит логично и правильно. Они допустили ошибку, а теперь стремятся ее исправить, сыграть определенный отрезок чисто и аккуратно. Но такой подход может иметь неожиданные последствия.
Гитарист, который приучен играть сначала или останавливаться после совершения ошибки, может ударить лицом в грязь при игре вживую. Например, на концерте. Представьте, что он ошибся и остановился, а все остальные инструменты и вокалист продолжают вести свои партии. Выглядит глупо? Хуже. Это просто ужасно.
Чтобы такого не случалось, нужно приучать себя практиковаться медленно, соблюдать ритмику своей партии, а при ошибках – максимально быстро входить в строй.
Я не рекомендую нагонять партии, лучше будет перескочить с фальшивой ноты на правильную или вступить с началом следующего такта, пропустив небольшой отрывок произведения. Естественно, может получиться, что слушатель это заметит, но в этом случае не будет нарушена ритмическая целостность композиции, и ошибка будет прощена вам быстрее.
Спасибо за прочтение! Обучение — это длительный процесс, но избегая распространенных ошибок, вы сможете ускорить свой прогресс и добиться результатов быстрее. Ставьте цели и регулярно работайте над собой. У вас все получится!