Музыка играет важную роль в фильмах, телешоу, рекламных роликах и видеоиграх. Она может помочь задать настроение, атмосферу и тон сцены, а также передать эмоции и добавить глубины истории или персонажу.
Сам Хичкок, великий мастер саспенса и ужаса, признавался, что треть всего эффекта его знаменитого «Психо» достигается за счет музыки. И он не один такой. Многие специалисты из различных сфер медиа сходятся в том, что музыка, несмотря на ее прикладной характер, играет решающую роль при создании медиаконтента.
Что происходит в кино и на телешоу?
В фильмах и телешоу музыка часто используются для усиления эффекта от повествования и визуального ряда. Ее влияние сильно настолько, что зачастую формируются творческие тандемы режиссера и композитора, которые существуют долгие годы.
А иногда и сами создатели кино проявляют недюжинный талант и подключаются к созданию музыки. Одни, как Стенли Кубрик, мастерски подбирают отдельные музыкальные цитаты, а другие - собственноручно пишут музыкальные темы, - Джон Карпентер, Андрей Кончаловский.
Музыкальная тема из шедевра Стэнли Кубрика «Сияние», основанная на знаменитом григорианском распеве Dies irae.
Функции музыкального сопровождения чрезвычайно разнообразны. Если коротко, то музыка может быть использована для передачи отдельных эмоций, мыслей героя или комментария автора картины, подчеркивания национального колорита, времени или места действия фильма.
Кинематограф подарил нам огромное количество знаковый музыкальных тем, наиболее узнаваемые из которых, это «The Imperial March» Джона Уильямса из космического эпоса «Звездные войны», «Halloween Theme» Джона Карпентера из одноименного фильма и забавная песня из «Алладина» - «Prince Ali».
Заглавная музыкальная тема кинофраншизы «Хэллоуин».
Музыка телевизионных проектов, в целом, выполняет схожие функции, однако она имеет свою специфику, которая, во-многом, связана с особенностями производства телепрограмм. Продюсеры чаще отдают предпочтение синхронизации музыки, цитированию и стилизацию. Это обусловлено огромной скоростью производства передач, - сериалов, новостных и аналитических программ. Несмотря на это, для композиторов остается простор для творческого самовыражения и написания оригинальной музыки.
Наиболее запомнившиеся зрителям саундтреки подарили нам такие сериалы, как «Друзья» и «Клиника», где активно использовали популярную музыку самых различных жанров. Из авторских проектов привлекает внимание «Игра престолов», которая прославила композитора, сумевшего создать развитую систему лейтмотивов, отражающую особенности того или иного борющегося дома Вестероса.
Помогает продавать
В рекламных роликах музыка носит более утилитарный характер, часто применяется для создания эмоциональной связи между брендом и аудиторией. Излюбленный прием рекламы - использование цитат, - известных музыкальных произведений. Это могут быть образцы академической музыки, а также переделанные хиты последних лет.
Пожалуй, самый жуткий и раздражающий пример, - реклама Ozon «Руки-загребуки» с их версией песни 1990-х «Ручки» группы Вирус. Цепкий мотив, простой и понятный текст плюс выгодное коммерческое предложение, как здесь не гарантировать успех акции? При том, что маркетплейс иронично обыгрывает популярность своего детища, запуская ровно через год промоакцию «Руки-загребуки вернулись» с уже новой обработкой хита Андрея Губина «Ночь».
Рекламный ролик Ozon к промоакции «Руки-загребуки» на черную пятницу 2021 года.
Для музыки в рекламе, как при синхронизации трека, так и при использовании авторского материала самое важное, - почувствовать тот самый хук, цепкий, липкий мотив, который будет преследовать потенциального покупателя днем и ночью, пока он не решится на покупку.
Погружает в виртуальную реальность
В видеоиграх роль музыки определяет стремление к погружению пользователя в игровой процесс. Такая музыка может быть интерактивной, четко отражающей происходящее на экране, так и вычурной, выбивающей из колеи, создающей новую реальность. Она служит своеобразным регулятором эмоциональной вовлеченности, задает настроение, темп прохождения и степень напряжения игрока.
Отличная работа музыкального продюсера «Atomic Heart», - использование переработанных версий ретро-хитов, которое привлекло и старшую, и младшую аудиторию
Для видеоигр, кроме всего прочего, характерен принцип интерактивности. Это значит, что на конечное музыкальное содержание игры влияет игрок. Кроме очевидного, он может не только по-своему воспринять музыку, но и просто выключить ее! Возможность выбора формата потребления контента - уникальный факт, который задает тренд на вариативность музыкального сопровождения.
Естественно музыка откликается и на игровые события, всем известная боевая музыка из «The Elder Scrolls V: Skyrim» или мелодия замка Некрополис из «Heroes of Might and Magic III», но самое важное то, что именно игрок решает, когда то или иное событие произойдет, а, следовательно, заиграет музыка.
Кстати, в феврале этого года мы проводили первую в России онлайн-конференцию, посвященную музыке в компьютерных играх. Если вы еще не видели, что у нас получилось, то заходите на наш YouTube-канал и погружайтесь в удивительный мир игровой музыки.
Конечно, использование музыки в медиа не ограничивается перечисленными жанрами, однако оно сохраняет схожие принципы, имея свои уникальные особенности. В сети музыка получила второе рождение став средством создания юмора, драматургии и пиара в коротких роликах.
Синтез музыкального и визуального стал настолько глубок, что видеоряд без музыки фактически немыслим и этим пользуются отдельные проекты. Нарочито оставляя тишину они достигают самых разных эффектов, - от иронии до абсурда, как в шоу «Между двумя пальмами» и «Плюшки Шоу», до давящего ощущения страха и отчаяния.
Уникальная роль музыки в медиа - быть на втором плане, но обладать силой сделать любой продукт произведением искусства. Продуманное музыкальное сопровождение способно произвести впечатление на потребителя, сделав контент более привлекательным и захватывающим.